Экологические документы предприятия отражают всю деятельность по обеспечению экологической безопасности и охране окружающей среды. Они делятся на несколько групп:
- приказы руководителя предприятия;
- планы и программы;
- инструкции;
- журналы учета;
- отчеты;
- декларации и расчеты;
- паспорта.
Базовое законодательство
Документы по экологии на предприятии составляются в соответствии с требованиями Федеральных законов:
- «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ;
- «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ;
- «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ.
При разработке документов по экологии учитывается специфика организации.
На предприятии должны присутствовать:
Приказы о назначении ответственного:
- за охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
- за организацию и осуществление производственного экологического контроля;
- за эксплуатацию газоочистных установок — ГОУ, ведение паспорта ГОУ. При наличии газоочистных установок разрабатывается инструкция по их эксплуатации, а также документация, которая обеспечивает соблюдение правил эксплуатации сооружений и оборудования по очистке воздуха.
Планы. Программы
- программа производственного экологического контроля — разрабатывается экологом предприятия или специализированной организацией;
- программа повышения экологической эффективности;
- план мероприятий, направленных на охрану окружающей среды;
- программа проведения техобслуживания, осмотров, проверки показателей и планового ремонта ГОУ;
- план мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период неблагоприятных метеоусловий;
- программа создания системы автоматического контроля выбросов/сбросов загрязняющих веществ.
Журналы учета:
- стационарных источников выбросов вредных веществ в воздух и их характеристик;
- выполнения мероприятий по защите атмосферного воздуха;
- работы газоочистных и пылеулавливающих установок;
- водопотребления;
- водоотведения;
- качества сбрасываемых сточных вод;
- принятых отходов;
- переданных отходов;
- учета в области обращения с отходами.
Сроки хранения документов по экологии в организации
Постоянному хранению подлежат:
- планы мероприятий по охране окружающей среды;
- экологический паспорт объекта;
- экологическое страховое свидетельство (до замены новым);
- годовые статистические отчеты (квартальные хранятся 5 лет);
- заключения государственной экологической экспертизы на проекты зданий и сооружений с учетом экологической и радиационной безопасности;
- схемы, планы, паспорта очистных сооружений и стоков;
- разрешения на выброс загрязняющих веществ;
- годовые отчеты по выполнению планов по охране окружающей среды;
- предельно допустимые нормы на выброс загрязняющих веществ;
- акты проверки предприятий на соблюдение требований природоохранного законодательства;
- паспорта опасных отходов и документы на ввоз и перемещение их по территории РФ;
- технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах.
В течение 10 лет сохраняют акты проверки состояния очистных сооружений и обследования сточных вод. Остальные документы хранятся от 3 до 5 лет.