Промышленная безопасность

Чтобы разобраться в тонкостях экспертизы промышленной безопасности, обратимся к двум источникам: практическому (примеры предприятий, деятельности) и теоретическому (требование законодательной базы в рамках данного вопроса). Регулирует эту тему Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (далее применим только номер документа).
Необходимость промышленной безопасности очевидна. Заблаговременное выявление слабых участков в любом из направлений деятельности предприятия – своевременное их устранение, а значит, снижение рисков, связанных с аварийными ситуациями, и затрат на их ликвидацию.
Мудрое руководство компаний с потенциально опасными промышленными объектами хорошо понимает, что значительно проще следить за условиями безопасности заранее, чем устранять тяжелые последствия.
Определения и понятия
Согласно ст. 1 № 116-ФЗ, предприятие должно обеспечивать защиту жизненно важных интересов общества и отдельной личности. То есть администрация и руководство принимают меры для надежности работы каждого сотрудника. Для практического примера возьмем химическую промышленность (производство минеральных удобрений). Проведение промышленной экспертизы будет направлено на выявление:
-
несоответствующих технических условий помещения (вентиляции, увлажнения и т. п.);
-
наличия прописанной экипировки при работе с опасными веществами (средства индивидуальной химической защиты и пр.);
-
неисправности техники и электрических узлов;
-
фактов нарушения безопасности проведения технологических процессов.
Регламентируют нормы и номинальные значения по всем показателям статьи 8–11 главы 2. В них описаны основные требования к различным аспектам промышленной безопасности.
Опасные объекты и их особенности
Потенциально опасные участки и строения перечислены в Приложении №1 закона № 116–ФЗ. Согласно данному документу, к ним относятся объекты, на которых хранятся, производятся, транспортируются, перерабатываются и уничтожаются:
-
горючие;
-
взрывчатые;
-
окисляющиеся;
-
токсичные вещества;
-
черные, цветные металлы;
-
растительное сырье, производное которого способно привести к взрыву либо возгоранию.
Также в этот перечень можно добавить оборудование, работающее под высоким давлением (выше 0,005 МПа), а также места проведения горнодобывающих работ.
В итоге это могут быть такие объекты:
-
нефтеперерабатывающие заводы;
-
газо- и нефтедобывающие станции;
-
производства минеральных удобрений;
-
предприятия химической промышленности;
-
изготовление промышленных и пищевых масел;
-
атомные электростанции и т. п.
Проведение и особенности экспертизы
Учитывая п. 3 ст. 13 гл. 2 №116- ФЗ, экспертиза промышленной безопасности проводится на основе приказа Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 (с обновлениями от 28.07.2016) «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 № 30855). Начало вступления в действие новой редакции – 01.01.2017 г.
Один из прилагаемых документов – «Правила экспертизы промышленной безопасности» (далее – Правила).
Ст. 4 гл. 1 документа определяет исключение, когда приведенные Правила неприменимы: при заключении либо действии договора обязательного страхования, с целью оценки предполагаемого вреда при аварии.
Ст. 7 регламентирует необходимость проведения экспертизы для зданий и сооружений потенциально опасных промышленных объектов. Работы по исследованию этих строений необходимы в следующих случаях:
-
истечение эксплуатационного срока;
-
при отсутствии проектной документации;
-
вследствие аварии, при повреждении несущих конструкций сооружения;
-
после истечения сроков безопасного использования строения, указанных в заключении ранее проводимой экспертизы.
Согласно ст. 8 того же документа, экспертиза производственной безопасности проводится также с учетом законодательных норм по обороне и защите государственной тайны РФ.
Глава 2 Правил определяет требования к экспертам. В нашей компании все специалисты в строгом порядке соответствуют установленным нормам, что позволяет проводить экспертизу качественно и в срок. Итак, ст. 9 гл. 2 – эксперт первой категории имеет:
-
высшее образование;
-
стаж не менее 10 лет по своей аттестации;
-
знания правовых актов РФ в области промышленной безопасности и применяет их на практике;
-
опыт проведения не менее 15 экспертиз.
Ст. 9.1 определяет требования к эксперту второй категории. Помимо высшего образования, специалисту необходим стаж не менее 7-ми лет по аттестации.
Преимущества сотрудничества
SKN-Group – опытный партнер предприятий в области промышленного и экологического консалтинга. В штате только персонал с высокой квалификацией и соответствующей аттестацией. Вашему вниманию предлагается ряд полезных услуг и преимуществ сотрудничества:
-
консультационная поддержка по вопросам промышленной безопасности;
-
полное сопровождение аудита;
-
юридическая поддержка при работе с документацией и при проверке;
-
выдержка установленных сроков подготовки заключения.
Наш краеугольный камень – прозрачность и полное соответствие законодательной базе. Это позволяет оказывать услугу высокого качества с подтвержденной надежностью.
Заказать услугу